Главная / Новости / Почему в лифте мы ведем себя по-другому?

Почему в лифте мы ведем себя по-другому?

Многие люди пользуются лифтами каждый день, не обращая на этот факт какого-то внимания. Обычно поездка в них даже не запоминается нами. При этом наше поведение в лифтах демонстрирует подсознательную тревогу, и часто мы в них как бы закрываемся, сами того не замечая.

Специалист из США Ли Грэй решил изучить этот не совсем стандартный вид транспорта.

Этикет поведения в лифтах

Когда в кабину заходит много человек, каждый пассажир инстинктивно занимает свое положение. Все выстраиваются таким образом, чтобы осталась необходимая для комфорта дистанция, и не произошло лишних касаний тел. Аналогично происходит, например, в метро.

«Лифт – это необычная социальная платформа, у которой есть совершенно уникальный этикет», - говорит Ли Грэй. – «Это социально интересное место, на обычно довольно неловкое для многих».

При попадании в лифт люди обычно перестают разговаривать, хотя перед этим могли что-то обсуждать. Заходя в кабину, мы обычно поворачиваемся к выходу, спиной к другим пассажирам. Когда заходит еще кто-то, все начинают перемещаться по какому-то бессознательному, но очень рациональному алгоритму.

Когда человек находится в лифте один – он может принимать любое положение, так как это место становится его пространством. Когда в лифте двое незнакомых людей, они располагаются в диагонально противоположных углах, чтобы между ними создалась необходимая дистанция. Три человека в лифту образую треугольник, а четыре – квадрат, в котором каждый человек будет стоять в одном из углов. Пятый человек обычно становится посередине.

Новые пассажиры прежде, чем зайти в лифт, сначала анализируют ситуацию. Пока двери открываются, они выбирают, где встать в лифте. Заходя в него, обычно все ведут себя примерно одинаково: опускают глаза или что-то будто очень усердно изучают в телефоне. То есть, даже если мы очень открытые и общительные люди, попадая в кабину, мы становимся скромными и стеснительными.

Почему возникает смущение?

«Просто в лифте нам недостаточно свободного места», – считает Бэбитт Ренненберг, ученый из Германии. – «Стандартно при общении с людьми мы расположены на расстоянии вытянутой руки от них. Это комфортная дистанция для большинства людей. Но в кабине лифта это расстояние обычно меньше, что превращает поездку в немного неестественную. В подобной ситуации подсознательно большинство людей стараются действовать так, чтобы их действия не показались угрожающими или двусмысленными. Для этого мы стараемся избегать встречи глазами с другими пассажирами, и поэтому концентрируемся на мобильном или полу.

Но, может быть, здесь есть что-то большее, чем обычное смущение? «Попадая в лифт, в подсознании мы всегда испытываем чувство тревоги», – говорит Ник Вайт, сотрудник офиса из США, который как-то застрял в лифте на 40 часов. – «Нам неприятно попадать в замкнутое пространство, и нам хочется выйти из него быстрее, ведь это и правда довольно неприятное место».

Оказавшись в лифте, Вайт начал думать о могиле, ведь эти два места в чем-то схожи – они создают замкнутое пространство. Было бы вполне логично, если бы Ник Вайт затем вообще перестал пользоваться лифтами, однако в мегаполисе, где много небоскребов, такое просто невозможно, конечно, если вы не работник сельхоз отрасли и не занимаетесь елый день обработкой пахотных земель.

«Заходя в лифт, я всегда думаю о том случае», – говорит Ник. – «Но так как я работаю в офисе, я не могу не пользоваться лифтом, не подниматься же каждый раз по лестницам, преодолевая десятки этажей». Ли Грэй согласен, что тревогу в лифте вызывает отсутствие контроля над ситуацией. Идя по коридору, вы можете повернуть в любую сторону, а лифт может застрять. Если вы видите неприятного вам человека, вы просто проходите мимо. В лифте это невозможно, если человек заходит в кабину, не выходить же вам из него.

«Находясь в лифте, вы не видите механизмов, которые приводят его в действие, вы не знаете, как он работает. Он просто движется, увлекая вас куда-то, и полностью контролирует ситуацию», – говорит Ли.

А при появлении  интеллектуальных лифтов это ощущение может стать еще сильнее. Устройство считывает информацию с электронной карты и само направляет пассажира к лифту, который едет до его этажа, то есть, пассажиру даже не нужно будет нажимать кнопок. Система была создана для увеличения эффективности в работе лифтов, но многие полагают, что такие интеллектуальные лифты только увеличивают нервозность.

При этом Ли Грей считает, что лифт безопаснее автомобилей или эскалаторов: «Лифт безопаснее других видов транспорта, ведь за год они проходят множество километров, а аварий в них происходит очень небольшое количество. Мы это понимаем, и поэтому ежедневно пользуемся лифтами, ведь подсознательно мы знаем, что вряд ли он упадет, и даже если застрянет, всегда можно вызвать мастеров-ремонтников.

Таким образом, нет поводов бояться лифтов больше, чем другие виды транспорта. А неловкость при поездке в них – это вполне естественное чувство.

Из истории лифтов

Каждый день строятся новые небоскребы, поэтому количество лифтов увеличивается, а их техническая составляющая улучшается. Однако развивалось лифтостроение на протяжении всей истории:

1-й век до н.э.: римляне изобретают подъемные механизмы, работающие с помощью блоков (они двигаются животными, людьми или силой воды).

Начало 19-го века: в Англии появились лифты, для движения которых используется пар. Кабина контролируется тросом, проходящим через всю конструкцию.

1853 год: Алиша Грейвс Отис изобретает механизм, который предотвращает падение лифта.

Конец 19-ого века: в торговых центрах и отелях появляются парадные лифты.

1950-е: появляются автоматические системы, закрывающие двери (раньше это делали люди).

Лифты нового поколения могут оснащаться системой магнитной левитации для движения вертикально и горизонтально.